Агрессия. Что это?

01.01.2017

 Агрессивное поведение описывают в виде:

1) действия как такового (наступление, атака, нападение);

2) действия против определенного объекта, в т.ч. человека, становящегося жертвой агрессии;

3) действия с учетом ситуации - ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее 

На современном этапе агрессивное поведение рассматривают с различных позиций:

1) теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;

2) теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;

3) теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне;

4) когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов;

5) теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком

Рассмотрев различные подходы к определениям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», можно выделить их смысловые различия. Агрессия - это форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку. Агрессивность - это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение - это внешне выраженное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку.

Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах

Физическая - активная - прямая Нанесение побоев человеку

Физическая - активная - косвенная Сговор с преступником

Физическая - пассивная - прямая Сидячая забастовка

Физическая - пассивная - косвенная Отказ выполнить приказ

Вербальная - активная - прямая Словесное оскорбление человека

Вербальная - активная - косвенная Распространение клеветы, сплетен

Вербальная - пассивная - прямая Отказ разговаривать с человеком

Вербальная - пассивная - косвенная Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют

 

Причины агрессивного поведения подростков

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также могут влиять и его природные особенности - темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: ближайшее окружение подростка - родительская семья, группы сверстников, макросреда - образовательные учреждения в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также - традиции и законы данной культуры, средства массовой информации [

Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами - вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором

В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений - любовь, принятие ребёнка или его неприятие

Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, которые также и предлагали классификацию неблагополучных семей, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

В классификации психолога Л.С. Алексеевой выделяются следующие типы семей:

- конфликтная семья - стиль отношений в семье конфликтный, преобладает атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк;

- аморальная семья - конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения;Хочу такой сайт

- педагогически некомпетентная семья - наличие в семье авторитарности, либо попустительства в отношении детей, гиперопеки, гиперсоциальности, недостаточной отзывчивости;

- асоциальная семья - ведение родителями аморального или противоправный образ жизни

Психолог Г.П. Бочкарева выделяет типы семей на основе преобладающей в них атмосферы взаимоотношений:

- семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;

- семья без эмоциональных контактов между ее членами - безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений;

- семья с нездоровой нравственной атмосферой - ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, вовлечение его в аморальный образ жизни.

Психолог З.В. Баерунас дает свою классификацию типов семей: семья с отсутствием сознательного воспитательного воздействия на ребенка; семья с высоким уровнем подавления и насилия; семья с преувеличением из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; семья с хаотичным воспитанием, без системы.

В классификации психолога Б.Н. Алмазова представлены: семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи); конфликтные семьи; нравственно-неблагополучные семьи; педагогически некомпетентные семьи

Если рассмотреть каждый тип семьи через порог агрессивности, то можно увидеть, что каждая из них может стать источником агрессивного поведения. Такие характеристики семьи как: полная - не полная, благополучная - не благополучная, также связаны с проявлением агрессивных реакций подростков.

Психиатром Р.Г. Илешевой были выделены типы неправильного воспитания в семье, способствующие формированию агрессивности у ребенка:

1) воспитание по типу гипоопеки. «Гипо» - понижение, или безнадзорность. Встречается в деформированных семьях, в которых имеет место алкоголизм родителей, в конфликтных семьях, а также формально благополучных семьях. В последних воспитательные обязанности выполняются декларативно, сводятся лишь к материальному обеспечению. У подростков, выросших в условиях гипоопеки, часто наблюдаются склонности к вредным привычкам в виде раннего курения, приобщения к употреблению алкоголя, наркотических и токсических средств. Для них характерны побеги из школы, приобщение к антисоциальным группам подростков, совершения правонарушений. В результате формируются такие черты характера, как злобность, агрессивность со склонностью к дракам и другим отрицательным поступкам.

2) воспитание по типу «кумир семьи». Заключается в том, что подросток в семье является центром внимания, когда постоянно восхваляют все его качества, например касающиеся его внешнего вида, интеллектуальных данных и т.д. При таком воспитании у подростка высокое самомнение, переоценка собственных качеств, и непоколебимая жажда признания, а поведение характеризуется демонстративностью, повышенным интересом к дорогим нарядам, «престижным вещам» и занятиям. Такие подростки стараются любыми способами привлечь к себе внимание. При невыполнении их желаний они становятся злобными, агрессивными.

3) воспитание по типу Золушки. Заключается в том, что родители проявляют излишнюю строгость, чрезмерную требовательность к подростку, требуя беспрекословного послушания. В результате формируются такие характерологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях развивается вспыльчивость, возбудимость, агрессивность

Как считают психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок видит, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия [9, с. 48]. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшими к ним физическое насилие. Дети, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание - это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым. Проявления агрессивного поведения среди подростков состоят в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых

По мнению психолога Е.И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей

Взаимоотношения ребенка с братом или сестрой, также, являются основополагающими в его научении проявлению агрессивности в поведении. Подтверждают этот факт исследования социолога Р. Фельсона, который обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Реакции родителей на проявление агрессивности детей могут оказать влияние на взаимоотношения между детьми в семье

Таким образом, негативный микроклимат, который имеет место, во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле тех людей, которые их окружают, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий

 

 

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей

Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей.

Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).

Развитие ребенка осуществляется в деятельности.

Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности - трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

Важно признать необходимость поиска путей решения. Например, «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».

Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.

Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек

. Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии.

Задача родителей - направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками. Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно. Не брезгуйте походами к психологам, этим людям надо медали давать, после них Вы будете просто летать от счастья, любви, ощущения дикой энергии и будущих надежд. Удачи Вам.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».